Эссе «Я – преподаватель профессиональных дисциплин»
Две дороги, два пути…
В первом классе я любила помогать своей учительнице Степаниде Степановне Молодых проверять тетрадки. Она тогда говорила: «Учительницей будешь».
Шло время и после окончания школы я решила изучать… нет, не педагогику, а право. Почему? Просто на тот момент я видела себя юристом, который может помочь людям своим знанием законов.
Закончив колледж, я получила два предложения о работе: непосредственно юристом и … преподавателем права. И снова я стояла перед выбором: учить Праву или применять Право. Преподаватель или юрист… Две дороги, два пути… стали для меня близки. И несмотря на внутреннее противоборство выбор был сделан. Я – преподаватель права.
Мне так много хотелось дать знаний, мой диплом с отличием требовал активно делиться теорией гражданского, трудового, конституционного права. Я буквально навязывала знания студентам. Лекции мои были огромны. Устные ответы студентов заслушивались регулярно, как и проводились письменные контрольные. Рефераты, доклады… А результат? На практических занятиях, которых было значительно меньше, чем сейчас, даже отличники-зубрилки не всегда справлялись с решением проблемных ситуаций.
Стоит отметить, что я продолжала учиться, теперь уже в университете, и при написании одной из контрольных работ натолкнулась на высказывание Аристиппа, древнегреческого философа, ученика и друга Сократа: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Что пригодится юристу в большей степени: знание норм различных отраслей права или умение применять их в жизненных ситуациях? Да и как этому «применению» научить? Здесь мой «внутренний юрист» уступил место преподавателю.
Всем известное высказывание Петра Яковлевича Гальперина: «Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать» стало для меня знаковым. Именно с этого «девиза» я приступила к активному внедрению деятельностного подхода в обучении, стараясь видоизменять и разнообразить методы преподавания, при этом смещая акцент со своей деятельности на совместную со студентами.
Теперь уже мы вместе пробовали и находили оптимальные виды деятельности, дававшие хороший результат: составляли логические схемы и аналитические таблицы, разрабатывали алгоритм решения практических ситуаций, меньше писали конспектов и контрольных работ, больше решали задачи и обсуждали их решения вслух.
Со временем начинаешь понимать, что знания, не данные преподавателем, а найденные студентом самостоятельно лучше им усваиваются. Озвученные и проанализированные ошибки в практических ситуациях встречаются все меньше. Отработка профессиональных компетенций в повседневной учебной деятельности придает уверенности и «не напрягает» на практике у работодателей.
Таким образом, мое изначальное видение преподавателя как источника, носителя знаний с течением лет сильно изменилось. Теперь, по прошествии почти 20 лет, с учетом внедрения и развития справочных правовых систем, Интернета, я понимаю ценность преподавания права не в заучивании постоянно изменяющихся законов, а в умении научить студентов анализировать и применять нормы права. А еще – научить постоянно учиться, чтобы развиваться и успевать за требованиями времени.
Поэтому, мои два пути Преподавателя и Юриста стали не просто близки, а слились в один, в котором уже нет между ними противоборства. Ведь как верно гласит китайская пословица «Учителя только открывают двери, а дальше вы идете сами…».